Международно-правовой режим искусственных островов и иных стационарных конструкций в море
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-42-57
Аннотация
Введение. В докладе Генерального секретаря ООН за 1969 г. указывалось, что «во всем мире» работало (на тот период) 125 стационарных конструкций, используемых для бурения в море и добычи нефти. В двухтомнике «Международное морское право», изданном в Великобритании в 1994 г., отмечалось, что «примерно 6000 стационарных конструкций находится в морских районах по всему миру». В 2014 г. только в районе действия Конвенции по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г. было расположено более 1300 таких установок. Статистические данные о таких морских конструкциях на январь 2018 г. показывают их максимальное количество в Северном море (184 установки), в Мексиканском заливе (175), в Персидском заливе (159), в дальневосточных морских районах (155), в морях Юго-Восточной Азии (152) при среднем числе установок в иных районах Мирового океана (от 3 до 88), с минимальным их числом в Канадской Арктике (1). Соответственно, вопросы толкования статей международных конвенций, определяющих правовой режим искусственных островов и иных стационарных конструкций в море, приобретают все бóльшую актуальность. Да и в общем контексте роста экономической и военной состязательности между государствами, в том числе в ходе деятельности на море, с привнесением в такую деятельность новых достижений науки и технологий, межгосударственные отношения, связанные с сооружением и размещением в море искусственных островов и иных стационарных платформ требуют предметного международно-правового регулирования.
Материалы и методы. В статье исследуются, прежде всего, те международные договоры, а также принятые в соответствии с ними иные международно-правовые документы, в которых выражения «искусственные острова», «морские установки», «сооружения», «устройства» имеют ключевое значение и которыми установлены предписания, применимые к регулированию отношений между государствами и иными субъектами международного права. Материалом для исследования послужили и доктринальные комментарии к соответствующим статьям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Женевским морским конвенциям 1958 г., а также предложенные в науке определения понятий «искусственные острова», «установки и сооружения». Избраны традиционные методы исследования, общенаучные и специальные, при акценте на сравнительно-правовом методе.
Результаты исследования. Большинство специалистов по морскому праву, рассматривавших данную проблематику, сосредоточили внимание на авторских дефинициях вышеобозначенных конвенционных понятий, корректно отмечая, что отсутствие в универсальных международных договорах согласованных определений таких терминов затрудняет единообразное толкование и применение соответствующих конвенционных положений. А они в практическом плане играют важную роль, поскольку касаются, в первую очередь, соотношения прав и юрисдикции, гармонизации значимых интересов прибрежного и других государств в морских районах, где в данный момент создаются или уже используются искусственные острова, установки и сооружения, в том числе в территориальном море, исключительной экономической зоне, а также на континентальном шельфе. Вместе с тем столь различные авторские дефиниции лишь усугубляют отмеченные трудности выявления смысла тех норм универсальных конвенций по морскому праву, которые обозначают правовое положение искусственных островов, установок и сооружений в море. Это, в свою очередь, не способствует правовой определенности в отношениях между государствами, в том числе в таких чувствительных областях, как безопасность на море и защита морской среды.
Обсуждение и выводы. В контексте исследования авторами настоящей статьи не поддержана ни одна из предложенных в науке классификаций искусственных островов, установок и сооружений и ни одна из выдвигаемых учеными дефиниций. Вместо акцента на подобной классификации или авторских дефинициях в статье обосновывается объективно существующее согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. различие между статусом «искусственных островов», с одной стороны, и иными стационарными конструкциями независимо от их конвенционного названия («установки», «сооружения», «устройства», «оборудование» и т.д.) – с другой. Это правовое различие, как показано в статье, обусловлено с трудом согласованным на III Конференции ООН по морскому праву компромиссом в отношении баланса экономических, оборонных и природоохранных интересов прибрежного и иных государств, прежде всего в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
Ключевые слова
Об авторах
А. Н. ВылегжанинРоссия
Александр Николаевич Вылегжанин - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права.
119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76
К. В. Крымская
Россия
Ксения Владимировна Крымская - юрист, юридическая и консалтинговая фирма «Фактор»
119192, Москва, Мичуринский проспект, д. 16
Список литературы
1. Вылегжанин А.Н., Москва У. 2015. Международноправовые начала управления трансграничными трубопроводами. – Право и управление. XXI век. № 3 (36). С. 62–69.
2. Марков В.Ю. 1985. Искусственные сооружения в море. – Международное морское право: Справочник. Под ред. Г.С. Горшкова. М.: Военное издательство. С. 217–228.
3. Мохова Е.М. 2014. Некоторые вопросы правового регулирования искусственных островов, установок и сооружений. – Международное морское право: Статьи памяти А.Л. Колодкина = International Law of the Sea. Essays in memory of A.L. Kolodkin. Сост. Р.А. Колодкин, С.М. Пунжин. М.: Статут. С. 394–413.
4. Лазарев М.И. 1972. Правовой режим морских буровых и иных установок. М.: Институт государства и права АН СССР. 185 с.
5. Dipla D. 1984. Le régime juridique des îles dans le droit international de la mer. Genève: Graduate Institute Publications. 248 p.
6. Mouton M.V. 1952. The Continental Shelf. The Hague: Martinus Nijhoff. 367 p.
7. Papadakis N. 1977. The International Legal Regime of Artificial Islands. Leyden: A.W. Sijthoff. 276 p.
8. Soons A. 1974. Artificial Islands and Installations in International Law. Occasional Paper Series. – Occasional Paper No. 22. Law of the Sea Institute: University of Rhode Island. 43 p.
9. United Nations Convention on the Law of the Sea 1982: A Commentary. Vol. III. Ed. by M.H. Nordquist, S.N. Nandan, S. Rosenne. 1995. The Hague; London; Boston: Martinus Nijhoff Publishers. 736 p.
10. United Nations Convention on the Law of the Sea: A Commentary. Vol. II. Ed. by S.N. Nandan, S. Rosenne. 1993. The Hague; London; Boston: Martinus Nijhoff Publishers. 1040 p.
Рецензия
Для цитирования:
Вылегжанин А.Н., Крымская К.В. Международно-правовой режим искусственных островов и иных стационарных конструкций в море. Московский журнал международного права. 2018;(2):42-57. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-42-57
For citation:
Vylegzhanin A.N., Krymskaya K.V. Legal Regime of Artificial Islands and Other Permanent Structures at Sea. Moscow Journal of International Law. 2018;(2):42-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-42-57