Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Вступление в силу более 50 лет назад, 10 октября 1967 г., Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор по космосу) обозначило становление новой отрасли международного права – международного космического права (далее – МКП). В настоящей статье рассмотрен вклад в создание и развитие МКП Советского Союза, а впоследствии – Российской Федерации, и Соединенных Штатов Америки, их ведущих юристов-международников и дипломатов, находивших способы договорного взаимодействия даже в период холодной войны, отмечены основные правовые шаги на пути к заключению Договора по космосу. Главное внимание в статье уделено содержанию этого Договора во взаимосвязи с другими источниками МКП, с учетом подходов к толкованию положений Договора и современных правовых вызовов в связи с развитием космической деятельности, в контексте ряда экономических, политических, технологических факторов, а также значению Договора для прогрессивного развития МКП. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Теоретическую основу исследования составили работы ведущих юристов-международников, специализирующихся в области МКП, а также материалы различных коллоквиумов, конференций и симпозиумов по МКП; аналитическую базу – Договор по космосу 1967 г., другие применимые международные договоры, соответствующие резолюции ГА ООН, Кейптаунская конвенция 2001 г. и Космический протокол 2012 г., документы ООН, Комитета ООН по космосу (в том числе его подкомитетов), МСЭ, ЮНИДРУА; национальное законодательство, регулирующее космическую деятельность; документы и материалы ЮНИСПЕЙС-III. Основными методами исследования являются: исторический метод, методы формальной логики, включая анализ, синтез, аналогию и моделирование, а также системный, сравнительно-правовой методы и метод толкования. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В контексте применимых принципов и норм Договора по космосу 1967 г. в настоящей статье представлены результаты анализа других источников МКП, а также ряда нерешенных правовых вопросов, таких как 1) международно-правовой режим природных ресурсов Луны и других небесных тел; 2) использование космического пространства исключительно в мирных целях; 3) правовой статус космических туристов; 4) правовое регулирование коммерческой космической деятельности, осложненной «иностранным элементом», в рамках международного частного права и, конкретно, международного космического частного права («МКЧП»); 5) значение Кейптаунской конвенции 2001 г. и Космического протокола 2012 г. в контексте международно-правового регулирования космической деятельности, а так же, при условии вступления в силу Космического протокола, его роль как первого специального международно-правового источника МКЧП; 6) международная система регистрации гарантий в отношений космических средств как третья международная система регистрации в области космической деятельности; 7) толкование ст. VIII Договора по космосу для целей определения применимого права в отношении вещных прав на космические объекты в космосе; 8) «космический объект» и «космическое средство» как правовые понятия; 9) вопросы международной ответственности и расширение действия концепции «запускающее государство», включая предложение о дополнении пятой категорией; 10) вопросы регистрации, юрисдикции и контроля; 11) международная космическая станция и применимая правовая среда; 12) пути достижения «соответствия» международно-правовых последствий для государств в результате изменения частно-правовых отношений реальному участию «задействованных» государств в определённых видах космической деятельности. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В результате проведенного анализа вопросов, отмеченных выше, сформулированы следующие выводы: 1) в интересах Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, других космических держав считать, что Договор по космосу 1967 г. является основой для дальнейшего прогрессивного развития МКП и inter alia для упорядоченного развития коммерческой космической деятельности; 2) некоторые безотлагательные вопросы МКП могли бы быть исследованы и решены посредством аутентичного толкования положений Договора по космосу (например, путем принятия к нему соответствующих протоколов или посредством разработки единой всеобъемлющей конвенции по международному космическому праву); 3) в поиске решений обозначенных правовых вопросов космической деятельности необходимо принимать во внимание как разделение по предмету регулирования, так и соотношение и взаимодействие между применимыми источниками международного права и его отраслями, а также применимым национальным правом, т.е. необходимо опираться на комплексный, инклюзивный, целостный подход, вовлекающий в себя научную дипломатию.